Узнать о том, что в выхлопной системе установлен катализатор, водитель может при его поломке. Этот случай не редкость и указывает на то, что исправная деталь не влияет на динамику авто. Но механическая поломка или окончание ресурса использования сразу дают о себе знать: снижается мощность и управляемость автомобиля. Такие особенности каталитического нейтрализатора многим автовладельцам не нравятся, так как требуют затрат на приобретение и установку новой детали с периодичностью в несколько лет. Однако, производители устанавливают этот элемент в выхлопной узел не спроста. У него достаточно серьезная задача.
Каталитический конвертер-нейтрализатор был изобретен в прошлом столетии для снижения вредности автомобильных выхлопов. Он представлял собой металлический корпус с фильтрующим картриджем внутри. На поверхность картриджа наносили напыление из металлов платиновой группы. Газы вступали в реакцию с ними под влиянием высокой температуры и очищались. На сегодняшний день общие функции оборудования остались прежними, но эффективность очистки усилилась многократно.
К примеру, в 1992 году оксид углерода очищался до значения 2,72 г/км. К 2015 году экологический стандарт Евро-1 был заменен на Евро-6, сила очистки которого составляет 0,50 г/км, если рассматривать все тот же оксид углерода. Кроме него, авто катализаторы способны снижать количество летучих веществ, взвешенных частиц, окисей азота, углеводороды.
В зависимости от количества веществ, с которыми взаимодействует оборудование, различают двух-и трехступенчатые автокаты.
В зависимости от марки, модели авто, производители оборудуют выхлопную систему керамическими или металлическими нейтрализаторами. Конструктивно детали похожи: внешний корпус выполнен из металла, в нем заключен фильтрующий блок. Если внутренний картридж выполнен из алюминиево-магниевого сплава – это керамический автокат, если из гофрированной фольги или тонкого металла – металлический.
Преимущества керамики – в ее бюджетной стоимости в сравнении с металлическим аналогом. Она более распространена и популярна среди автовладельцев при замене катализатора. Но у нее есть несколько минусов:
Преимущество металлических внутренних блоков — в длительном сроке использования. Они выдерживают ежедневные механические нагрузки, но более чувствительны к использованию некачественного топлива. Чрезмерно обогащенная смесь или низкопробный бензин приводят к постепенному износу.
Отдельно выделяют спортивные конвекторы выхлопных газов, которые устанавливают в прямоточную систему для повышения мощности авто. Их пропускная способность выше на 10-15%, они надежны и долго служат. Их минус – высокая стоимость.